Евгений Ефимович Портной

Какие действия (бездействия) не допускаются законодательством:

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года "О противодействии монополистической

деятельности и развитии конкуренции"

ГЛАВА 3
ЗАПРЕТ НА МОНОПОЛИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НЕДОБРОСОВЕСТНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ

Статья 12. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе следующие действия (бездействие):

создание препятствий доступу на товарный рынок (уходу с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам;

установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар;

изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены (тарифа) на товар;

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными потребителями при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара;

экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

навязывание потребителю экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в том числе согласие на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;

заключение соглашений, ограничивающих свободу участников этих соглашений на определение цены (тарифов) и (или) условий предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа в принятии возможным потребителем названных условий;

заключение соглашений с продавцами и (или) потребителями, влекущих ограничение или установление контроля над производством или рынками сбыта товаров;

применение к потребителям неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включение в договоры дискриминирующих условий, ставящих потребителей в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Статья 13. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов

1. Запрещаются соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, за исключением вертикальных соглашений, допустимых в соответствии с пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона, если установлено, что такие соглашения, согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе соглашения, согласованные действия между конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом:

1.1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов либо потребителей;

1.2. исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

1.3. установление, повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), в том числе различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

1.4. повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

1.5. экономически или технологически не обоснованное сокращение и (или) прекращение производства товаров;

1.6. экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями.

2. Согласованными действиями хозяйствующих субъектов, запрещенными в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие в совокупности следующим условиям:

2.1. действия хозяйствующих субъектов заранее известны каждому из них;

2.2. результат таких действий соответствует интересам каждого из таких хозяйствующих субъектов;

2.3. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами могут быть изменение регулируемых цен (тарифов), изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года, и иные обстоятельства.

3. Запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, за исключением вертикальных соглашений, допустимых в соответствии с пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона, если:

3.1. такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для потребителя максимальную цену перепродажи товара;

3.2. таким соглашением предусмотрено обязательство потребителя не продавать товар хозяйствующего субъекта, являющегося конкурентом продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации потребителем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

4. Юридическим и физическим лицам запрещается осуществление координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, перечисленным в пункте 1 и (или) пункте 3 настоящей статьи.

5. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения об осуществлении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров.

6. Положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен прямой или косвенный контроль, а также если такие хозяйствующие субъекты находятся под прямым или косвенным контролем одного лица.

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов

1. Запрещаются достигнутые в любой форме соглашения, согласованные действия (бездействие) государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических и физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия (бездействие), направленные на:

1.1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей;

1.2. ограничение доступа на товарный рынок, уход с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов;

1.3. экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

1.4. незаконное повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) на товары.

2. Государственным органам запрещается, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, заключать соглашения, совершать иные действия (бездействие), ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе:

2.1. необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

2.2. устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на производство определенных видов товаров;

2.3. незаконно ограничивать права хозяйствующих субъектов на совершение сделок;

2.4. устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Республике Беларусь, иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение товаров и их обмен;

2.5. давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или о приоритетном заключении договоров;

2.6. предоставлять хозяйствующему субъекту доступ к информации в приоритетном порядке;

2.7. предоставлять государственные преференции, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

3. Запрещаются совмещение функций государственных органов и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных законодательными актами, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами государственных органов.

Статья 16. Запрет на недобросовестную конкуренцию

1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1.1. действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, включая:

незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), географического указания на товарах, их упаковках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных средствах массовой информации и иной документации, в том числе введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;

незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;

введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами;

1.2. действия при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами ложных, недостоверных, неточных, искаженных сведений, в том числе сведений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и (или) могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров;

1.3. действия при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно производителя, характера, потребительских свойств, качества, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые путем некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента и распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любым способом сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;

1.4. призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, их нарушение или расторжение, препятствование предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;

1.5. распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любым способом ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;

1.6. действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента, в том числе предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ в целях склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу;

1.7. действия хозяйствующего субъекта, направленные на создание на товарном рынке ситуации, в которой предпринимательская деятельность конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях.

2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров.

 

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года

 

Статья 9. Пределы осуществления гражданских прав

1. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление своим доминирующим положением на рынке.

2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд общей юрисдикции или третейский суд могут отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

3. Лицо, злоупотребляющее правом, обязано восстановить положение лица, потерпевшего от злоупотребления, возместить причиненный ущерб.

4. В случаях, когда законодательство ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права добросовестно и разумно, добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагается.

 

Статья 1029. Недопущение недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается.

Недобросовестной конкуренцией признаются:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;

2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;

4) другие действия, противоречащие требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

 

Кому оказывается юридическая помощь:

- лицам, чьи права нарушаются;

- лицам, в отношении которых предполагается, что они нарушают законодательство о противодействии монополистической деятельности и о добросовестной конкуренции.

 

Виды юридической помощи:

- составление обращений (предложений, заявлений, жалоб) в антимонопольный орган от имени хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам:

о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в части осуществления недобросовестной конкуренции;

о соответствии соглашений и других действий хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству;

- анализ ситуации о наличии (отсутствии) фактов нарушения антимонопольного законодательства на основании имеющихся или полученных документов и (или) сведений;

- представительство интересов клиента при проведении антимонопольным органом проверок соблюдения антимонопольного законодательства;

- представительство интересов клиента в антимонопольном органе, ведущим административный процесс по делам об административных правонарушениях в области антимонопольного законодательства;

- представительство интересов клиента в суде по искам, заявлениям о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по искам, заявлениям:

о признании недействительными полностью или частично правовых актов государственных органов, не соответствующих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности;

о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

о понуждении к заключению договора;

об изменении или расторжении договора;

о принуждении к исполнению решений и (или) предписаний антимонопольного органа;

о привлечении  к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

по искам антимонопольного органа о принудительном разделении хозяйствующего субъекта – юридического лица, занимающего доминирующее положение, или по искам о принудительном выделении из его состава одного или нескольких хозяйствующих субъектов – юридических лиц;

по искам антимонопольного органа о признании действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, недействительными;

по искам антимонопольного органа о признании сделок хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, недействительными;

- консультации, сбор доказательств для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

- консультации сбор доказательств для исключения хозяйствующего субъекта из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

- консультации с целью соблюдения антимонопольного законодательства по вопросам: 

реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;

реорганизации коммерческих организаций в форме слияния, присоединения;

создания коммерческой организации, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусмотрен контроль в соответствии с абзацами шестым–девятым настоящего подпункта;

создания объединений хозяйствующих субъектов в форме холдингов, ассоциаций, союзов, государственных объединений;

приобретения хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке, акций (долей в уставном фонде) другого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том же товарном рынке;

приобретения хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, 25 и более процентов акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а также иных сделок, в результате которых у хозяйствующего субъекта или физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам, появляется возможность оказывать влияние на принятие решений хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке;

приобретения хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения, акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 25 процентами акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при условии, что до этого приобретения такой хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, не распоряжалось акциями (долями в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта или распоряжалось не более чем 25 процентами акций (долей в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта, а также если приобретение акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта осуществляется хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, распоряжающимся не менее чем 25 процентами и не более чем 50 процентами акций (долей в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта, если этот хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, получает право распоряжаться более чем 50 процентами таких акций (долей в уставном фонде);

приобретения права участия одних и тех же хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, при наличии возможности указанных хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, определять условия ведения предпринимательской деятельности данными хозяйствующими субъектами;

заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих субъектов, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары;

- обжалование в уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции незаконных, необоснованных решений и (или) предписаний структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (города Минска);

- составление проектов запросов в уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции о разъяснении по вопросам применения антимонопольного законодательства;

- составление заявлений в антимонопольный орган о проверке соответствия проекта соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", требованиям антимонопольного законодательства;

- составление заявлений в антимонопольный орган для получения согласия на реорганизацию коммерческих организаций, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, предусмотренного пунктом 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции";

- составление заявлений в антимонопольный орган для получения его согласия на совершение сделок с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов, если балансовая стоимость активов хозяйствующего субъекта, акции (доли в уставном фонде) которого и (или) права в отношении которого приобретаются, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, превышает сто тысяч базовых величин или объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году приобретения, превышает двести тысяч базовых величин;

- составление заявлений в антимонопольный орган для получения его согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в форме преобразования в акционерные общества;

 

Каких результатов можно добиться с помощью норм законодательства о  противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции:

вынесения хозяйствующим субъектам, должностным лицам хозяйствующих субъектов – юридических лиц обязательные для исполнения предписания:

о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

о прекращении недобросовестной конкуренции;

о недопущении действий, которые могут явиться препятствием возникновению конкуренции и (или) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если антимонопольным органом установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее требование, либо в случае осуществления антимонопольным органом контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе за экономической концентрацией;

о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;

вынесения антимонопольным органом государственным органам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:

об отмене или изменении правовых актов, не соответствующих антимонопольному законодательству;

о прекращении или изменении соглашений, не соответствующих антимонопольному законодательству;

о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Ответственность за нарушение законодательства о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: 


Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции"

 

ГЛАВА 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ОБЯЗАННОСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА

 

Статья 22. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

 

1. За нарушение антимонопольного законодательства хозяйствующие субъекты, должностные лица хозяйствующих субъектов – юридических лиц, должностные лица государственных органов, физические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и (или) предписания антимонопольного органа и осуществлять иные действия, предусмотренные антимонопольным законодательством.

 

Статья 23. Обязанность представления информации в антимонопольный орган

 

1. Хозяйствующие субъекты, должностные лица хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственные органы, их должностные лица, физические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам, обязаны представлять в антимонопольный орган по его запросу и в установленный им срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме, в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями законодательства.

2. Хозяйствующие субъекты, должностные лица хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственные органы, их должностные лица, физические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам, не представившие в установленный срок по запросу антимонопольного органа документы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями, а также препятствующие своими действиями осуществлению его полномочий и не выполняющие его законных указаний, несут ответственность, установленную законодательными актами.

 

Статья 24. Обязанность исполнения решений и (или) предписаний антимонопольного органа

 

Хозяйствующие субъекты, должностные лица хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственные органы, их должностные лица, физические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам, обязаны исполнять законные решения и (или) предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и (или) предписаниями срок.

 

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года

 

Статья 1030. Ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции

1. Лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.

2. Лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от недобросовестного конкурента возмещения причиненных убытков.

  

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года

 

Статья 11.24. Hарушение антимонопольного законодательства

 

Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

 

Статья 11.25. Ограничение конкуренции

 

Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью.

 

Статья 11.26. Незаконное использование деловой репутации конкурента

 

Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью.

  

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года

 

Статья 244. Нарушение антимонопольного законодательства

 

Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (нарушение антимонопольного законодательства), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

 

Статья 245. Установление или поддержание монопольных цен

 

1. Установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке –

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Установление или поддержание монопольных цен, сопряженные с принуждением или применением насилия в отношении конкурентов, –

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Статья 247. Ограничение конкуренции

1. Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, –

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Ограничение конкуренции, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, либо организованной группой, либо лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей или статьями 245 и 246 настоящего Кодекса, –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

 

Статья 248. Незаконное использование деловой репутации конкурента

 

Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, –

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

 

Статья 249. Дискредитация деловой репутации конкурента

 

Распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента, –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

 

Статья 250. Распространение ложной информации о товарах и услугах

 

1. Распространение заведомо ложной информации либо применение рекламы, вводящих в заблуждение потребителей относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг), –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия в отношении продукции (товаров, работ, услуг), могущей причинить вред здоровью потребителей, –

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.